Джон Кейдж известен как американский музыкант и композитор, прославившийся как авангардист и философ. Обрел знаменитость благодаря нестандартному использованию музыкальных инструментов. Его наиболее популярным музыкальным произведением является «4’33», которое состоит из трех частей для свободного состава музыкантов. Продолжительность первой части составляет 30 секунд, второй – 2 минуты 23 секунды, а третьей – 1 минуту 40 секунд. На протяжении всех используемых частей музыканты не играют ни единой ноты. Вместо этого они отмеряют 4 минуты и 33 секунды, практически ничего не делая со своими музыкальными инструментами.
Впервые представленная музыкальная композиция была сыграна в 1952 году Дэвидом Тюдером в Нью-Йорке. Его выступление выглядело крайне неоднозначным и абстрактным во всех аспектах. Во-первых, данное выступление прозвучало во время благотворительного вечера (важного и требующего максимальной серьезности мероприятия). Во-вторых, Д. Тюдер являлся довольно весомым и знаменитым музыкантом тех времен.
Поскольку эта композиция исполнялась впервые, ее ожидание достигло крайне высокой отметки. Людей, ознакомленных с представленным музыкальным произведением, принято разделять на две группы. Первая из них закономерно утверждала, что это все является пустым и бессмысленным, представляет собой крайнюю степень авангардизма, когда из «ничего» пытаются создать что-то великое и ранее не используемое.
Вторая группа придерживалась иного мнения: их убеждения заключались в том, что Д. Кейдж смог дойти до той музыкальной первоосновы. И его мысль в данном произведении совершенно чиста, ясна и понятна. Сам же композитор рассказывал историю, что в 1952 году он оказался в безэховой акустической камере Гарвардского университета.
Безэховая камера – комната, в которой благодаря специальным материалам на стенах не возникает эха.
Ко всему прочему, в нее не проникает никаких звуков из внешней среды. Она является полностью звукоизолированной. В этой камере Кейдж ожидал добиться абсолютно идеальной тишины. Когда на самом деле он услышал два звука: один из них был высоким (звук работы нервной системы сидящего в комнате), другой – низким (звук циркуляции крови в организме). Композитор-авангардист оказался в звукоизолированном помещении, но даже там звук не покидал его.
Концепция «4′33″»
Немногие музыковеды и искусствоведы сходятся во мнении, что 4’33” можно назвать частью концептуального искусства, поскольку назвать его музыкальным произведением не получается по определению.
4’33” – это яркий пример того, что знание контекста и происхождение некоторых вещей способно поменять Ваше восприятие об этом объекте. Эта тишина отличается от какой-либо иной тишины. Именно 4’33” заставляет нас задуматься о первооснове всей музыки в целом. И в этом есть однозначная заслуга Джона Кейджа.
Ноты «4′33″»
Нонконформизм Кейджа
По официальным данным отец Джона Кейджа был чудаковатым изобретателем из западного штата США – Калифорнии. Этот факт в дальнейшем сыграл определенную роль в становлении личности подрастающего сына, и, как следствие, ему многое передалось по наследству от отца. А именно: наличие иного взгляда на мир и абстрактного восприятия реальности. Либо мы «пожинаем плоды» предшествующих деятелей искусства, воспринимая их произведения в «готовом» виде и миримся с издавна навязанными идеалами или, наоборот, творим свое собственное и невольно заставляем других поверить в это.
Джон Кейдж выбрал второй путь подобно писателям-битникам и не стал прогибаться под созданные шаблоны. Он действительно творил свое искусство и был способен закрыть глаза на то, что многие отрицательно отнесутся к его видению на музыку, и он останется отвергнутым. Преодолевая страх, американский композитор создал шедевр, который по сей день имеет мировую известность и знаменит как наиболее абстрактное «музыкальное» произведение ХХ века.
В чём смысл пьесы тишины?
Вся концепция использования данной композиции заключается не в том, что мы пытаемся добиться идеальной тишины. Даже при условии того, что ни один музыкальный инструмент не задействован, при прослушивании данного произведения, все равно будут возникать какие-либо звуки.
Это в очередной раз подтверждает мысль композитора о том, что мы изначально не способны воспроизвести чисто пустой звук. Он будет являться «голым» согласно тому, что мы не используем никаких подручных средств. Но, как обговаривалось ранее, при максимальной тишине мы способны будем ощущать даже минимальные вибрации звуковых волн. При эксперименте в звукоизолируемой камере версия того, что мы способны погрузиться в идеальную тишину была полностью опровергнута, что опять-так доказывает значимость создания и использования представленной музыкальной композиции.
Сохраните ссылку на статью, чтобы использовать в спорах!
Тише!!! Дайте дослушать!!